младшая группа 2-3 лет 2024-2025 скан

Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы

3

Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие

4

Познавательное развитие

6

Речевое развитие

8

Художественно-эстетическое развитие

10

Физическое развитие

17

II. Часть, формируемая участниками ОО

20

Список методической литературы

21

Нормативное сопровождение

21

2

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)
ФИО воспитателей: Мартьянова Юлия Александровна
Макеева Татьяна Викторовна
ФИО специалистов:
Музыкальные руководители: Калинина Юлия Викторовна и Свиридонова Светлана Юрьевна
Инструктор по физической культуре: Свиридонова Светлана Юрьевна
Учитель-логопед: Долгушина Марина Владимировна

Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:
•

•
•
•
•
•
•
•
•

•

у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым
простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им; играет рядом;
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой последовательности продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение;
может обращаться с вопросами и просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и
так далее);
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
3

•
•
•
•
•

ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель
(«Я буду лечить куклу»).

Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
• формировать элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления
ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
близких членах семьи.

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал
и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку
основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:
детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей
узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
семьи могут заботиться друг о друге.
4

• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям
о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание
колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
5

Познавательное
развитие

• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта
милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
1)
развивать разные виды восприятия: 1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
зрительного,
слухового,
осязательного, • педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
вкусового, обонятельного;
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по
2)
развивать
наглядно-действенное заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет
мышление в процессе решения познавательных освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,
практических задач;
изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,
3)
совершенствовать
обследовательские пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:
действия: выделение цвета, формы, величины сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без
как особых признаков предметов, поощрять воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
сравнение предметов между собой по этим магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
признакам и количеству, использовать один игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
предмет в качестве образца, подбирая пары, втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
группы;
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для
4)
формировать у детей простейшие использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
представления о геометрических фигурах, бытовой деятельности с целью решения практических задач;
величине и количестве предметов на основе • педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
чувственного познания;
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных
5)
развивать
первоначальные пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
представления о себе и близких людях, различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических формэмоционально-положительное отношение к вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
членам семьи и людям ближайшего окружения, рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
о деятельности взрослых;
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми
6)
расширять представления о населенном дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы
пункте, в котором живет ребёнок, его обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,
достопримечательностях,
эмоционально сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в
откликаться на праздничное убранство дома, достижении результата познавательных действий.
ДОО;
2) Математические представления:
7)
организовывать
взаимодействие
и педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
знакомить с животными и растениями формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о
ближайшего окружения, их названиями, шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по
6

строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
8)
развивать способность наблюдать за
явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.

образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди
двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,
длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
количественной стороне различных групп предметов (много и много, много
и мало, много и один) предметов.
3) Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их
с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит
кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги,
лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;
намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких
ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за
компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует
представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности
внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях
ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных
признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и
поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака,
песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер),
поощряет бережное отношение к животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
7

Речевое развитие

• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
1) Формирование словаря:
развивать понимание речи и активизировать педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
словарь. Формировать у детей умение по умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
словесному указанию педагога находить («Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать
предметы, различать их местоположение, действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:
имитировать действия людей и движения существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей
животных.
Обогащать
словарь
детей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их
существительными,
глаголами, детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
прилагательными, наречиями и формировать взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,
умение использовать данные слова в речи.
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у
детей названия предметов и действий с предметами, некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять детей в правильном произношении педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно
гласных и согласных звуков, звукоподражаний, произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
отельных слов. Формировать правильное характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков.
произношение звукоподражательных слов в В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые
разном темпе, с разной силой голоса.
необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей
использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и
невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать
существительные и местоимения с глаголами, большинство
основных
грамматических
категорий:
окончаний
составлять фразы из 3-4 слов.
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет
8

словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли
посредством трех-, четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать развивать у детей умения понимать • педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
речь
педагога, отвечать
на
вопросы; нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться
рассказывать
об
окружающем
в
2-4 в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать
предложениях.
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей
проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,
отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе
детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение использовать инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать Примерный перечень художественной литературы
небольшие по объему потешки, сказки и • Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
рассказы с наглядным сопровождением (и без кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
него);
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая», «Из• побуждать договаривать и произносить за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша
четверостишия уже известных ребёнку стихов и Маша маленька...», «Поехали, поехали», «Пошел котик на Торжок...»,
песенок, воспроизводить игровые действия, «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики, чики,
движения персонажей;
кички...».
• поощрять отклик на ритм и мелодичность • Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как
стихотворений, потешек; формировать умение коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса» (обраб.
в процессе чтения произведения повторять М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и медведь» (обраб.
звуковые жесты;
М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н. Толстого).
•
развивать
умение
произносить • Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
звукоподражания, связанные с содержанием песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с молд.
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых братца»,
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать на пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;
9

вопросы
по
содержанию
прочитанных «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С. Могилевской
произведений;
и Л. Зориной).
•
побуждать
рассматривать
книги
и • Произведения поэтов и писателей России.
иллюстрации
вместе
с
педагогом
и
✓ Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
самостоятельно;
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
• развивать восприятие вопросительных и
«Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
восклицательных интонаций художественного
«Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р.
произведения.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева Н.В.
«Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н. «Травка
зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир Г.В.
«Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
✓ Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский
сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;
Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик», «Впереди
всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три медведя»,
«Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с семьей»,
«Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (1-3 рассказа
по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!», пер.
с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории
в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень
голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
1)
приобщение к искусству:
10

Художественноэстетическое
развитие

• развивать у детей художественное восприятие
(смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе ознакомления с произведениями
музыкального, изобразительного искусства,
природой;
• интерес, внимание, любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей на
отдельные эстетические свойства и качества
предметов
и
явлений
окружающей
действительности;
• развивать отзывчивость на доступное
понимание произведений искусства, интерес к
музыке
(в
процессе
прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративноприкладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия
доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
2)
• воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные эмоции на
предложение нарисовать, слепить;

Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения
изобразительного искусства. Знакомит с народными игрушками:
дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими,
соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание детей на
характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму, цветовое
оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и отражению
представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и музыкальной
деятельности.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».

изобразительная деятельность:
1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
11

• научить правильно держать карандаш, кисть;
• развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предмета разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов в процессе рассматривания игрушек,
природных
объектов,
предметов
быта,
произведений искусства;

побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых предметов,
предоставляя им свободу выбора;
• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,
что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей
к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,
форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно
называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные,
горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и другим;
подводит детей к рисованию предметов округлой формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит держать
карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного
конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть,
макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь
ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог
учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и
колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
12

3)
• знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм
на плоскости;
• развивать интерес к конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

4)
• воспитывать интерес к музыке, желание
слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать;

формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять
две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей
класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее
подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение
у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает
желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию
пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться
дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам
построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По
окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с
простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым
конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог
развивает интерес у детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
музыкальная деятельность:
1)
Слушание:
педагог учит детей внимательно Примерный перечень музыкальных
слушать спокойные и бодрые песни, произведений.
музыкальные
пьесы
разного • Слушание. «Наша погремушка»,
характера, понимать, о чем (о ком) муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
поется, и эмоционально реагировать «Весною», «Осенью», муз. С.
на содержание; учит детей различать Майкапара; «Цветики», муз. В.
звуки по высоте (высокое и низкое Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как
звучание колокольчика, фортепьяно, мы умеем», «Марш и бег», муз. Е.
металлофона).
Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка» (к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
13

Найденовой; «Микита», белорус,
нар. мелодия, обраб. С. Полонского;
«Пляска с платочком», муз. Е.
Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.
Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,
сл. С. Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями. «Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная прогулка»,
муз. А. Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.

Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.
В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия;
«Птичка»,
муз.
М.
Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог
развивает
у
детей Примерный перечень музыкальных
эмоциональность
и
образность произведений.
14

5)

восприятия музыки через движения;
продолжает формировать у детей
способность
воспринимать
и
воспроизводить
движения,
показываемые взрослым (хлопать,
притопывать ногой, полуприседать,
совершать повороты кистей рук и так
далее);
учит
детей
начинать
движение с началом музыки и
заканчивать с её окончанием;
передавать образы (птичка летает,
зайка прыгает, мишка косолапый
идет);
педагог
совершенствует
умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая ноги;
прямым
галопом),
выполнять
плясовые
движения
в
кругу,
врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или
содержания песни.
театрализованная деятельность:

15

•
Музыкально-ритмические
движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
Макшанцевой;
«Воробушки»,
«Погремушка,
попляши»,
«Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как
мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.
Н. Френкель.
• Музыкальные забавы. «Из-за леса,
из-за гор», Т. Казакова; «Котик и
козлик», муз. Ц. Кюи.
• Инсценирование песен. «Кошка и
котенок», муз. М. Красева, сл. О.
Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
Левиной; Компанейца.

• пробуждать интерес к театрализованной игре Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия
путем первого опыта общения с персонажем для её проведения. Формирует умение следить за развитием действия в
(кукла Катя показывает концерт), расширения играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых
контактов со взрослым (бабушка приглашает на и старших детей. Педагог учит детей имитировать характерные действия
деревенский двор);
персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное
• побуждать детей отзываться на игры-действия состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомит детей с
со звуками (живой и неживой природы), приемами вождения настольных кукол. Учит сопровождать движения
подражать движениям животных и птиц под простой песенкой. Педагог поощряет у детей желание действовать с
музыку, под звучащее слово (в произведениях элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как
малых фольклорных форм);
внешними символами роли.
•
способствовать
проявлению
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
заводных
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно реагировать на них;
• способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического
восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).
6) культурно-досуговая деятельность:
• создавать эмоционально-положительный Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с
формировать умение самостоятельной работы художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в
детей с художественными материалами;
играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
• привлекать детей к посильному участию в инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях
играх, театрализованных представлениях, (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за
забавах, развлечениях и праздниках;
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
• развивать умение следить за действиями Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно
реагировать на них;
• формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
16

Физическое
развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
• обогащать двигательный опыт детей, помогая Педагог
формирует
умение
выполнять
основные
движения,
осваивать упражнения основной гимнастики: общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
основные движения (бросание, катание, ловля, формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
общеразвивающие и музыкально-ритмические развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
упражнения;
координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог
•
развивать
психофизические
качества, побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
равновесие и ориентировку в пространстве;
согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
• поддерживать у детей желание играть в деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
подвижные игры вместе с педагогом в поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и
небольших подгруппах;
проявлять культурно-гигиенические навыки.
• формировать интерес и положительное 1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и строевые
отношение
к
выполнению
физических упражнения).
упражнений,
совместным
двигательным • Основные движения:
действиям;
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
• укреплять здоровье детей средствами прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
физического
воспитания,
формировать (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
культурно-гигиенические навыки и навыки передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
17

самообслуживания, приобщая к здоровому расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через
образу жизни.
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,
брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по
наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по
гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на
лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки,
кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом вперед, в
сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка и другие);
врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по кругу по
одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в течение
20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с места
как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх, касаясь
предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м);
по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по
гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15
см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без
помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в
стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления движения, предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за
18

спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой, над
головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и
лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости
позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание,
потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;
педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под
музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,
приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные
упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми
упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,
кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание
играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением
музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для развития
выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных
играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия некоторых
персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка,
походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у
детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки
при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки
перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться
предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил
гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду;
способствует формированию положительного отношения к закаливающим и
гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.
19

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

Часть, формируемая участниками ОО
Парциальная образовательная программа «Цветные ладошки»
https://cloud.mail.ru/public/6Ly2/vuLLGH9bU

Цель:
формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
✓ Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или
полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика);
поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
✓ Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь,
снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни,
художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
✓ Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные
руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда,
игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются
многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

20

✓ Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое
начало. Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский
низкий, одноэтажный, деревянный)
✓ Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
✓ Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
✓ Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
✓ Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями
других детей (под руководством взрослого).
✓ Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
✓ Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
✓ Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
✓ В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени
интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы
от одного цвета к другому.
Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки
изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;
учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для
прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных
линий, мазков, пятен, геометрических форм.

Парциальная образовательная программа «СамоЦвет»
https://cloud.mail.ru/home/%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D
1%82%20(1).zip
https://cloud.mail.ru/home/%D0%9E%D0%9F%20%D0%94%D0%9E%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%A6%D0%B2
%D0%B5%D1%82_%D0%94%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2
%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82.pdf
Цели достигаются через решение следующих задач, сообразных федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), отражающих концептуальные основы Программы:

21

•
•
•

•

•

•

•

•

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (культурная практика здоровья;
двигательная культурная практика, сенсомоторная практика);
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика игры и общения);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром (культурная практика игры и
общения; культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда);
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (духовно-нравственная культурная практика; культурная
практика безопасности жизнедеятельности);
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (духовно-нравствен- ная
культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика,
культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда; культурная практика познания);
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей (культурная практика безопасности
жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика, культурная практика литературного детского творчества;
культурная практика музыкального детского творчества; культурная практика изобразительного детского творчества; культурная практика
театрализации; культурная практика здоровья;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (культурная практика здоровья; двигательная культурная практика; сенсомоторная
культурная практика; духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования (все виды культурных практик).

Цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
1. Содействовать дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширению арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий,
способов получения информации; обучению доступным способам фиксирования информации – свойств и признаков предметов, явлений, событий,
процесса и результатов действий с помощью рисунка, знака, слова, схемы, модели.
2. Обеспечить поддержку инициативы в познании окружающего мира (целостного образа предметов, явлений, событий, отношений), активности в
речевом общении.
3. Содействовать формированию опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации).
4. Способствовать развитию навыков самоорганизации, соорганизации, понимания других, презентации совместных действий.
5. Способствовать формированию навыка элементарного саморегулирования активности.
6. Стимулировать развитие различных форм речевого творчества.
22

Обеспечить развитие двигательных умений и навыков; стимулировать интерес к разным видам двигательной активности; формировать опыт участия
в спортивной жизни (образовательной организации, города (села), страны).
8. Воспитывать привычки здорового образа жизни.
9. Способствовать развитию двигательных умений и навыков, физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты и др.).
7.

23

Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в
ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
5. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего
возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград:
Учитель.
7. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа
раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
8. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
9. Свободные интернет-источники.

24

Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях
в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении
изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.12.2022 № 71847)

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».